У Дженифер Гарвей (Jennifer Garvey Berger) есть интересная категоризация поведения руководителей, когда они разговаривают друг с другом:
Слушать, чтобы победить (Listen to win) Наиболее распространенный тип поведения. Вы сидите на встрече, менеджер соседнего подразделения рассказывает о своей проблеме или идее, и вы думаете: ерунда какая-то. И начинаете слушать, собирая доводы для того, чтобы разрушить проблему или предлагаемое решение. Вы слушаете, чтобы победить.
Давайте рассмотрим кейс: приходит к вам начальник мобильной разработки и говорит, что его команда много работает с овертаймами и он боится, что люди сгорят.
Вы парируете, что в любом важном проекте нужно успевать в срок. Сложности нужно преодолевать, а потом можно передохнуть и отпраздновать.
Таким образом вы отфутболили проблему и не получили более детальной информации, которая может быть важна для вашего подразделения.
Слушать, чтобы починить (Listen to fix) Вы слушаете и ищете в ситуации шаблоны, с которыми уже сталкивались. Ага, это так, а это так, хорошо, это мы уже проходили, вот как надо делать! Вы слушаете, чтобы подвести все к решению, которое уже есть у вас в голове:
- А вот это делали? Дайте я взгляну на данные. А, так тут же надо вот так и так!
В простых ситуациях эта модель поведения работает хорошо, но на поверку даже обыденная ситуация может оказаться запутанной. Но мы живем в сложном мире. Вы не всегда знаете, какое решение верное. Часто даже не понимаете проблему до конца. В таких случаях наиболее верным будет следующая модель поведения.
Слушать, чтобы научиться (Listen to learn) Вы слушаете собеседника. У вас есть свой взгляд на ситуацию, но вы держите его при себе. Пытаетесь увидеть ситуацию его глазами и понять, почему он предлагает определенное решение. В такой ситуации вы чаще используете открытые вопросы, чтобы раскопать вопрос глубже:
- Расскажи мне об этом подробнее, пожалуйста?
Вы узнаете детали, стараетесь понять причину проблемы, обсуждаете, какие есть варианты решения, взвешиваете "за" и "против". У вас открывается большое поле возможных вариантов развития событий. Вы можете найти нестандартное решение, которое лучше всего сработает в этой конкретной ситуации.
Вы слушаете не для того, чтобы победить или починить, вы слушаете для того, чтобы вместе научиться и найти оптимальное решение.
В моих разговорах с другим руководителем я слушал, чтобы починить. А надо было слушать, чтобы научиться. Как только я перешел к этой модели поведения, разговоры стали конструктивными и приятными.
Буду рад прочитать ваши рассуждения на эту тему в нашем
телеграм-канале.
С вами был Алексей Минкевич.