Что нового в PMBoK 7?

24.09.2021
В Августе PMI выпустил 7ю версию PMBоK, в Сентябре появилось русская издание, и мы спешим поделиться впечатлениями от прочтения обновленного стандарта.
В двух словах:
  • Фокус книги нацелен на обязанности руководителя проекта вне зависимости от методологии реализации;
  • Много внимания уделено выбору наиболее подходящей методологии и ее адаптации под конкретный проект;
  • Справочник процессов убрали в углубленные стандарты. Как следствие, размер книги сократился с 793 до 373 страниц;
  • За счет ухода от формата справочника книгу стало легче читать.

Кодекс профессиональной этики и поведения руководителей проектов частично переехал в книгу. Интересно, что с ним будет как с отдельным документом, но это очень хорошо, что в PMBOK 7 явно прописаны ценности и принципы, на которых базируется профессия руководителя проекта.

Ценности

Ответственность. Пообещал - выполняй. Относись к проекту как к собственному бизнесу. Руководитель проекта несет личную ответственность за успешность проекта.

Уважение. Без уважения невозможно построить правильные и здоровые отношения с заинтересованными сторонами проекта. Каждый человек, с которым ты работаешь, достоин уважения.

Справедливость. В каждой организации есть свои хорошие и справедливые правила работы. Но нельзя написать инструкцию, которая подойдет под любую ситуацию. Хорошие лидеры могут и умеют резать углы и делать исключения из правил, если это справедливо.

Честность. Обманывать нехорошо, тем более в нашей профессии. Потеряешь репутацию.

Принципы

  1. Быть исполнительным, уважительным и заботливым управляющим. Руководить проектом нужно ответственно, порядочно, с заботой о людях, материальных ресурсах и экологии. При этом нужно соответствовать правилам работы вашей организации и внешних заинтересованных сторон. В этом плане очень рекомендуем программу Шведского Института Управления Swedish Institute Management Programme Northern and Eastern Europe. Там очень здорово показывают и учат ответственному лидерству и устойчивому развитию. Набор раз в год, нужно быть лидером и хорошо знать английский.
  2. Создавать среду, способствующую сотрудничеству между членами команды проекта. Команды проектов, практикующие сотрудничество, могут достичь общей цели более результативно и эффективно, чем люди, работающие по отдельности. Стройте культуру команды и компании, в которой сотрудничество и помощь друг другу является одной из главных ценностей. В Lyft, например, каждый инженер оценивается по трем равновесным категориям: владение (ownership), командная работа и сотрудничество, технические навыки.
  3. Результативно вовлекать заинтересованные стороны. Проактивно вовлекаем заинтересованные стороны проекта для достижения успеха. Важно не забывать, что в ходе проекта список заинтересованных сторон может и, скорее всего, будет меняться, как и их отношение к проекту. Выстраиваем отношения, основанные на взаимном уважении и доверии.
  4. Фокусироваться на ценности. Ценность — это главный показатель успеха проекта. Руководитель проекта должен знать и понимать стратегию и цели бизнеса и постоянно убеждаться, что конечные результаты проекта согласованы с ними. Все решения в ходе выполнения проекта должны приниматься исходя из того, как они влияют на итоговую ценность.
  5. Распознавать, оценивать взаимодействия в системе и реагировать на них. Любой проект является сложной системой взаимозависимых и взаимодействующих доменов деятельности. Используем системный подход для понимания и анализа ситуации и предпринимаем меры комплексного реагирования для приведения проекта к успеху.
  6. Демонстрировать лидерские модели поведения. Каждый руководитель проекта должен быть лидером, который способен увлечь команду проекта и заинтересованные стороны создаваемой в ходе проекта ценностью. Вы адаптируете лидерские модели поведения для поддержки индивидуальных и командных потребностей для приведения проекта к успеху.
  7. Адаптировать с учетом контекста. Нужно правильно выбрать подход к разработке и методологию управления проектом и постоянно адаптировать ее к уникальному контексту проекта. Ретроспектива - это ваш главный инструмент в сборе обратной связи от команды и заинтересованных сторон. Она поможет увидеть, что и как можно улучшить на проекте, чтобы привести его к успеху.
  8. Обеспечивать качество в процессах и поставляемых результатах. Поставляемые результаты должны соответствовать целям проекта и удовлетворять заинтересованные стороны проекта. Качественные процессы в проекте должны быть уместны и результативны.
  9. Уметь работать в сложных условиях. Уметь держать удар, построить работу таким образом, чтобы непредвиденные сложности не оказывали существенного влияния на продвижение проекта к успеху.
  10. Оптимизировать реакции на риски. В ходе проекта необходимо постоянно оценивать риски, угрозы и возможности проекта. Меры реагирования на риски должны быть реалистичны, сопоставимы с размером риска и экономически эффективными. Но не увлекайтесь оценкой рисков на начальном этапе работы над стартапом. Там обычно рисков столько, что можно испугаться и опустить руки.
  11. Принимать концепции адаптируемости и устойчивости. Адаптируемость — это способность реагировать на меняющиеся условия.
    Устойчивость — это способность принимать воздействия и быстро восстанавливаться после неудач или провалов. Мир быстро меняется. Культура компании и команды проекта должна способствовать принятию изменений, быстрому восстановлению после неудач и продолжению работы для достижения цели.
  12. Способствовать изменениям для достижения предполагаемого будущего состояния. Любое изменение стоит хорошо спланировать и проработать, заручившись поддержкой лиц, оказывающих влияние на команду проекта и заинтересованных сторон. Такая подготовка позволит людям гораздо легче адаптироваться и переходить из текущего в желаемое будущее состояние. В Lyft есть практика группировать изменения вместе, чтобы они не происходили слишком часто. Например, лучше написать один раз большое письмо со списком кадровых перестановок и пояснением, зачем мы это делаем, чем каждый день слать письмо о том, что кто-то в команде сменил свою роль.

Принципов ровно 12, и тут можно увидеть определенную аналогию с принципами Agile. Именно такой подход позволяет создавать ценность как результат проекта. Ведь проекты служат основным средством создания ценности для бизнеса, посредством достижения бизнес целей в соответствии со стратегией организации. Система поставки ценности и гибкие методологии теперь являются частью стандарта. А еще руководитель проекта теперь служит бизнесу и команде. Мы рады, поскольку часто у слушателей нашего курса такой взгляд на работу руководителя проекта вызывал искреннее удивление.

Структура книги

Домены исполнения проекта pmbok 7
Основная структура книги поменялась с 10 областей знаний на 8 доменов исполнения проекта:
  1. Заинтересованные стороны
  2. Команда
  3. Подход к разработке и жизненный цикл
  4. Планирование
  5. Работа проекта
  6. Поставка
  7. Измерение
  8. Неопределенность
Домен исполнения проекта — это группа взаимосвязанных операций, которые критичны для результативной поставки конечных результатов проекта.

Чуть подробнее остановлюсь на домене "Исполнения" (подход к разработке и жизненный цикл) - он прекрасно поясняет, какой тип методологии управления проектами следует выбрать для проекта и как его адаптировать. Адаптация методологии управления проектом под конкретную компанию, команду и проект - отдельная большая глава в книге.

Очень полезный раздел "Модели, Методы и Артефакты". Отлично помогает ознакомиться на высоком уровне с наиболее распространенными приемами, которые должны быть в арсенале современного руководителя проектами.

А как же мы теперь без процессов? Они не исчезли и вынесены как дополнительные материалы в новую платформу PMI "Standards Plus". Это структурированная электронная платформа с детальными материалами, обучающими видео и шаблонами, которые помогут вам углубиться в любую из тем проектного управления. Причем даже найти примеры конкретно из вашей отрасли. Просто, легко и очень здорово!

Standards Plus или 6я версия книги в любом случае понадобятся для подготовки к новой версии экзамена PMP.

Итого

Практическая полезность книги возросла в разы.

PMI сделал огромный шаг вперед и существенно обновил свой флагманский продукт, отразив в нем современные подходы к управлению проектами.

Очень рекомендуем к прочтению!