Метод освоенного объема (Earned Value management) — это один из самых распространенных способов контроля проекта. Глядя всего на пару показателей, сразу становиться понятно "здоровье проекта", а еще метод отлично помогает бизнесу ответить на важные вопросы итоговой стоимости проекта и спрогнозировать когда он будет завершен. Метод работает для абсолютно любых проектов в любой отрасли.
Метод использует следующие показатели:
PV (Planned value) — запланированная стоимость работ на рассматриваемый период времени.
EV (Earned Value) — запланированная стоимость фактически выполненных работ на рассматриваемый период времени, то есть освоенный объем.
AC (Actual cost) — фактическая стоимость выполненных работ на рассматриваемый период времени.
Чтобы подсчитать, насколько мы отстаем от плана или опережаем его, необходимо знать два индекса: SPI и CPI.
SPI (Schedule performance index) — индекс выполнения календарного плана, говорящий нам о том, насколько мы вписываемся в запланированный график. Он используется для прогноза сроков завершения проекта. Рассчитывается по формуле:
SPI=EV/PV
Если вы получили индекс меньше 1, то проект отстает от расписания. Если больше, то опережает. Если индекс равен 1 — все идет по плану.
При работе с этим индексом важно в первую очередь анализировать операции, находящиеся на критическом пути, что позволит понять, с опережением или опозданием выполняется проект в целом.
CPI (Cost performance index) — индекс стоимости выполненных работ. Рассчитывается по формуле:
CPI=EV/AC
Этот индекс иллюстрирует эффективность использования бюджета с точки зрения выполненных работ. Если показатель меньше 1, значит тратится больше, чем было запланировано на этот объем работ. Если больше 1, то уровень затрат меньше, чем планировалось потратить к этому времени. 1 — все идет по плану. Также можно сказать, что данный индекс показывает объем результатов на каждый вложенный доллар или рубль.
Индексы могут серьезно обмануть менеджера, если их использовать неправильно. Например, если мы таким образом будем считать операции, не находящиеся на критическом пути, то можем получить весьма благостную картину, когда все индексы будут больше 1. В то же время может оказаться, что операции на критическом пути уже отстают от графика и перерасходуют бюджет. Следовательно, выбивается из него и весь проект.
Хорошей практикой считается рассчитывать такие коэффициенты отдельно для критического пути и для проекта в целом: тогда можно получить объективную информацию о состоянии дел.
Вот полная таблица формул и показателей методов освоенного объема:
Для лучшего понимания метода освоенного объема рекомендуем посмотреть наше видео с примером.
Спасибо!
С вами был Алексей Минкевич.
Оставляйте свои комментарии, делитесь мнением и задавайте вопросы в комментариях в нашем Telegram.